Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

«Маски» Сарьяна в ЦВЛ

30 ноября 2022 года

23 ноября в Центре восточной литературы в рамках выставки «Гителик: познать Армению» прошла лекция , посвящённая творчеству выдающегося армянского художника Мартироса Сарьяна. В центре внимания находились египетские маски, которые стали очень важным, знаковым элементом его картин.

На лекции, которую провела журналист, культуролог, специалист по истории армянского искусства Нарине Эйрамджянц, были раскрыты многие тайны египетских масок художника.

Мартирос Сарьян — известный советский художник. До революции он участвовал в художественных группах «Голубая роза», «Мир искусства» и других. Позже стал основателем новой школы армянской живописи.

В 1910—1913 годы Сарьян путешествовал по Египту. Именно после этой поездки художник окончательно обрёл свой стиль в живописи, стал узнаваемым благодаря сочным краскам, передающим колорит юга. Оттуда он привёз предметы с раскопок, в числе которых оказалось несколько копий погребальных масок. Они стали часто дополнять картины мастера. А со временем их декоративная функция сменилась главной ролью в экспозиции полотна художника.

  • Лекцию открывают главный библиотекарь сектора комплектования, обработки и научного изучения фондов Центра восточной литературы Даниил Огнев и журналист, культуролог, специалист по истории армянского искусства Нарине Эйрамджянц
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Нарине Эйрамджянц рассказывает о египетских масках, привезённых Мартиросом Сарьяном
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Нарине Эйрамджянц
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Нарине Эйрамджянц рассказывает о «Большом восточном натюрморте» Сарьяна (1915)
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Мартирос Сарьян. Портрет Егише Чаренца. 1923
    Музей литературы и искусств имени Егише Чаренца, Ереван, Армения
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Например, с любимой жёлтой маской Сарьяна написан автопортрет. А на картине «Моя семья», где изображены супруга и сыновья, сам художник присутствует номинально — его портрет висит за спиной родных рядом с белой маской. Постепенно этот элемент картины из реального переходит в разряд экзистенциальных. Сарьян переносит маску на лица людей, пустые глазницы — главный признак, по которому можно её опознать. Этим приёмом мастер передавал множество чувств и событий: наступившую старость, горе, напряжение и другие.

Лектор представил фотографии Иды Карр, которые были сделаны в мастерской Сарьяна. Рассказал ещё об одной маске — красной, той, которая написана на знаменитом портрете поэта Егише Чаренца, чудом сохранившемся после конфискации и уничтожения многих работ художника. Показал «Большой восточный натюрморт» 1915 года, судьба которого складывалась трагично: полотно было лично уничтожено мастером, разрезано на несколько частей. Но благодаря реставраторам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря картина жива и выставляется в Доме-музее Мартироса Сарьяна в Ереване.

В настоящее время египетская коллекция Сарьяна хранится в Национальной галерее Армении .


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться